Самосвал — грузовой саморазгружающийся автомобиль

Самосвал — это грузовой автомобиль умеющий саморазгружаться, имеет прицеп или полуприцеп. Кузов чаще всего выполнен в бункерном типе. Механизм выгрузки механический, на современных автомобилях гидравлический. В зависимости от конструкции самосвала различается и способ выгрузки перевозимого груза, среди основных: наклон кузова, шнеки, телескопические подъёмники. Самосвалы применяются для перевозки всех видов груза пригодных для выгрузки при помощи опрокидывания из кузова.

Отличия самосвалов от схожей техники:

Самосвалы имеют ряд признаков отличающих их от других грузовых транспортных средств:

  • Весь кузов самосвала изготавливается из крепкого стального проката, а передняя его часть нависает на кабиной водителя тем самым защищая его.
  • Не всегда, но чаще всего кабина самосвала уже всей конструкции автомобиля.
  • Подвеска осей отсутствует.
  • Более сильные тормоза.
  • Ограниченная зона действия, а также скоростной режим.
  • Специальные грунтовые шины.
  • Отношение собственной массы к полезной нагрузке не превышает 1:1,6

Во избежании прилипания или замораживания перевозимого груза кузов самосвала может обогреваться отработавшими газами.

Классификация самосвалов:

  1. Тип выгрузки: наклонный или принудительный,
  2. Направление выгрузки: задняя, боковая, двусторонняя и универсальная разгрузка на все стороны.
  3. Тип кузова: платформа, съезжающая платформа, бункер, съезжающий бункер

Дорожные самосвалы

Самосвал Volvo жёлтый
Самосвал Volvo

Практически все производители в мире грузовой техники выпускают самосвалы для использования на дорогах общего пользования. Данные самосвалы применяются на каждой стройке в коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве и при разработке полезных ископаемых. Количество осей от 2-х до 4-хЮ а грузоподъёмность составляет около 40 тонн. Хотя в данной линейке самосвалов встречаются исключения. Нидерландский производитель грузовиков GINAF и Terberg, а также китайский производитель Shacman выпускают самосвалы на 5-ти осях. А вот крупнейший производитель тягачей и грузовиков из США Freightliner и другие американские компании Kenworth и Western Star устанавливают на свои самосвалы до 7 осей.

Внедорожные или карьерные самосвалы

Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710
Фото прекрасно показывает огромные размеры карьерного самосвала БЕЛАЗ-75710 рядом с обычным автомобилем

При добычи полезных ископаемых открытым методом используются карьерные или внедорожные самосвалы. Из-за того, что масса и размеры данных самосвалов сильно больше своих обычных собратьев использование на обычных дорогах общего пользования не представляется возможным. А самые крупные модели собираются непосредственно на месте работы.

Наибольшее распространение получила схема тяжёлых двухосных самосвалов с полным или задним проводом и задней разгрузкой кузова.

На современных сверхтяжёлых самосвалах силовая установка гибридного типа — дизельный двигатель вращает генератор переменного тока, который подаёт питание на тяговые электродвигатели, которые вращают колёса.

Совмещённое взаимодействие гидравлики и электромоторов применяется и в тормозной системе — вырабатывая электрическую энергию в режиме торможения.

Сочленённые самосвалы

730 Ejector самосвал
Самосвал 730 Ejector

От английских слов articulated hauler, articulated dump truck, dumper — землевоз, сочленённый самосвал, самосвал с шарнирно-сочленённой рамой используется на строительных и карьерных работах, там где требуется повышенная проходимость и манёвренность, а обычные самосвалы испытывают трудности с маневрированием. У трёхосных сочленённых самосвалов имеются шесть ведущих колёс с выключателем межколёсного дифференциала.

Компания Caterpillar применяет на своих самосвалах систему «Ejector» (модели 730 Ejector и 740 Ejector) — разгрузка осуществляется на ходу при помощи подвижной стенки кузова, которая выдавливает содержимое кузова. Южноафриканская компания фирма Bell выпускает самосвалы с гусеничным ходом. А вот датская компания Hydrema на своих самосвалах применяет поворотный механизм кузова, что позволяет разгружаться, не только назад, но и в любую из боковых сторон.

Самосвалы для подземных работ

Шахтный самосвал Sandvik
Шахтный самосвал Sandvik

Подземный самосвал — это одноосный тягач с самосвальным полуприцепом. Основные узлы машины соединены двойным шарниром, который обеспечивает требуемую манёвренность путём поворота тягача относительно полуприцепа. Благодаря своей компактности и небольшой высоте самосвалы для подземных работ применяются для выгрузки и перевозки пород при разработке полезных ископаемых в стеснённых условиях подземных туннелей.

Классы автомобилей